08:19 Все ветки татуировок Часть 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История татуировки Сложно точно сказать, когда хотя бы примерно появился феномен татуировки, и какими были изображения и техники их нанесения на заре человечества. Ведь татуировка наносится на кожу, а, как известно, кожа тленна, и самые древние татуировки, которым удалось сохраниться до наших дней, видны только на коже мумий. Самая старая татуировка была найдена на теле человека бронзового века – Ози – найденного в Альпах. Он провёл во льду более 5 000 лет и на сохранившейся коже чётко видны следы татуировки. Точное назначение этих татуировок не вполне понятно, но скорее всего они отражали принадлежность к определённому племени. Чуть более поздняя татуировка была обнаружена на теле мумии жрицы Амунет в Египте, и датируется 2160 – 1994 годами до н. э. Эта татуировка была простыми параллельными линиями вдоль её рук, ног и вниз от пупка. В Египте не было найдено ни одной мужской мумии с татуировками! Мужские мумии с татуировками были найдены в Ливии более позднего периода (1300 года до н.э.) – это были религиозные татуировки, связанные с верой в Солнце, как божество. Но, конечно, корни татуировок уходят намного глубже, чем времена древних цивилизаций ближнего Востока. Скорее всего на заре человечества люди заметили, что после порезов, ожогов, при попадании в раны сажи и пепла на теле остаются не только шрамы, но и замысловатые узоры – тогда они стали наносить себе такие увечья сами. О древности культуры татуировки можно судить по её наличию у множества современных племён, ведущих традиционный образ жизни и не достигших уровня цивилизации. Как правило, татуировка в таких обществах очень сильно распространена и невероятно значима – это магические, ритуальные татуировки, клановые – тотемные, воинские и т.д. Очевидно, что со временем татуировка всё больше и больше усложняется, детализируется и переходит из сферы сакрального в сферу искусства. Каждый культурный регион Земли сегодня имеет свой ярко-выраженный стиль татуировки, свои культурные мотивы и особенности – всё это шаг за шагом развивалось с развитием культуры и на каждой стадии отражало дух эпохи. Западная цивилизация в период распространения Христианства практически утратила культуру татуировки – она считалась греховной со ссылкой на Библию, где говорилось о запрете нанесения каких-либо изображений на тело. Татуировка использовалась только среди бандитов, проституток, заключённых, в качестве клейма. Западный мир вновь открыл для себя это искусство лишь в 18 в. – когда Кук, вернувшись из своего путешествия к берегам Австралии, привёз с собой татуированного слугу – и тогда это воспринималось как невиданная дикость. Также татуировки были распространены среди моряков плававших к южным морям. Они много путешествовали и заимствовали этот культурный аспект у посещаемых «туземцев». Татуировки стали практически визитной карточкой моряков. Они кололи распятия, которые должны были уберечь от несчастий, имена девушек; свинья и петух на ногах должны были помочь благополучно добраться до берега при кораблекрушении, татуировка в виде черепахи свидетельствовала о том, что её обладатель пересекал экватор. Первая татуировочная машинка была изобретена в 1891 году американцем О’Рейли. Наиболее правильным, говоря об истории татуировки, будет рассмотреть её географические особенностей.
Популярные стили TRADITIONAL, OLD NEW SCHOOL TATTOO, AMERICAN CLASSIC. Татуировки, выполненные в этом стиле, навеяны, в основном, древними племенными рисунками, пещерной живописью, орнаментами народов мира. Популярностью пользуются восточные мотивы, иероглифы, индейские тату дизайны, но лидерами, конечно, являются трайбалы(племенные мотивы) и кельтские тату. Татуировка практиковалась практически у всех народов мира – в большей степени светлокожих, а у негроидных рас, часто заменялась рубцеванием, т.к. на тёмной коже больше видны светлые рубцы и шрамы, чем тёмная татуировка.
Этнические татуировки делятся на: татуировки- -кельтские татуировки- -китайские иероглифы-- - индейские мотивы --ацтекские татуировки --индийские татуировки- -трайбалы татуировки-- - Условной «родиной» современной татуировки считается регион Океания, который расположен между Австралией и Южной Америкой. Слово "tattoo” является производным от таитянского "tatau”, что означает «рана», «знак». Самым ярким стилем полинезийской татуировки является стиль «моко» аборигенного народа Новой Зеландии – маори. Со временем вступления молодого маори в половозрелый возраст всё его тело покрывалось узором, отражавшим тотемические и родственные связи этого человека. Лицо, грудь, спина, руки и ноги, покрытые татуировками, могли рассказать о позиции, ранге или престиже, который имел человек, о его поступках, принадлежности к определённому роду, о степени посвящения в религиозную практику. Тот, кто был посвящён в эту практику легко «читал» тело встречного полинезийца. Жители некоторых островов Полинезии татуировали практически всё тело. У маори было принята лишь частичная татуировка. Мужчины, как правило, татуировали лицо и область от пояса до колен, женщины наносили татуировку на губы и подбородок. Женщину без татуировки в уголках рта вряд ли кто-то взял бы в жёны, а сами островитянки, говорили, что татуировка на губах спасёт их в старости, когда их губы сморщатся и будут некрасивыми. Основные композиционные мотивы «моко» это спирали, волны, ленты, зигзагообразные линии, сочетающиеся между собой и составляющие единую композицию. Особенностью стиля моко является симметрия узоров, в отличие от ярко выраженной асимметрии татуировок на лицах обитателей Гавайских островов. Татуировки наносили люди, состоявшие в очень высоком религиозном сане. Процесс татуирования мог длиться месяцами. На лицо «моко» наносилось с помощью небольших долот, сделанных из кости альбатроса или зуба акулы, которые оставляли на лице резаные раны, на другие части тела татуировка наносилась посредством накалывания. Жрец держал рукоятку инструмента в левой руке, прикладывая остриё к линии рисунка, а правой рукой наносил по инструменту энергичные удары небольшим молоточком. Краситель изготавливался из дерева каури и вводился в верхний слой кожи с помощью кончика острия. Во время этой операции ни одна капля крови не должна была упасть на землю. В 80-х годах Полинезийские мотивы оказали огромное влияние на Западных татуировщиков.
Европейская татуировка представляет собой смешение древнегерманских, скандинавских и скифских мотивов. Сегодня такой стиль татуировки известен как кельтский. В Восточной Европе был собственный славянский стиль татуировки. Кельтский стиль татуировки – популярный на сегодняшний день пришел из древности,( но не совсем понятно из какой). Так называемая "плетенка" была известна на всей территории Евразии с древних времен. Основными отличительными чертами кельтского стиля являются звериные и растительные мотивы, различные плетёнки, образы народного творчества, сказок, различные европейские магические символы. Татуировка имела как ритуальный характер, так и использовалась для обозначения социального статуса владельца. С приходом Христианства татуировка стала запретной, поэтому на долгие годы её развитие в Европе было довольно затруднено.
В доколумбовой Америке татуировка была неотъемлемым атрибутом аборигенной культуры. Когда испанцы впервые высадились на побережье Нового Света, они были ошеломлены внешним видом местных воинов, в том числе «ужасными» нательными орнаментами и рубцами. Самыми яркими представителями индейских племён, практиковавших татуировку, были, конечно же, майя. Будучи очень воинствующим и кровожадным народом, майя использовали татуировку в религиозных и воинских целях, по большей степени среди мужчин. У майя даже было божество татуировки – Акат. Воины делали себе татуировки после каждой победы, поэтому самые отважные из них были практически полностью покрыты узорами и рубцами. Мальчики с ранних лет уже наносили татуировки на свои тела, а не имевшие таковых просто высмеивались. Майя делали татуировки путём процарапывания и прорезания заранее прокрашенной кожи. В раны потом втирались специальные растворы на основе глины. Татуировки делались также и в качестве наказания – тогда они носили вид линий ото лба к подбородку и говорили о том, что их владелец преступил закон.
В Индии татуировка практически не была распространена. Вместо татуировки широкое распространение имели рисунки хной. Различные изящные индийские узоры покрывали женские стопы и ладони.
Племенные татуировки – трайбалы это образцы раннего примитивизма, остроконечные черные узоры, которые, надо заметить, очень часто путают с кельтскими орнаментами.
Некогда модное в Европе и Америке 30-50-х годов прошедшего столетия традиционное направление пока еще остается на гребне. Бабочки и якоря, моряцкие трубки и кораблики, мелкая символика и девичьи «фенечки» - все это тиражированное однообразие может считаться искусством разве что в рамках поп-арта, который, как известно, очень тесно связан с масскультурой. Ничего общего с самовыражением тут не было и нет, наоборот: это полный отказ от индивидуальности. Такие татуировки выполнялись исключительно потому, что на ком-то замечены аналогичные, а значит это «модно» Здесь очень сложно отличить работу настоящего мастера от некачественной работы, т.к. татуировки в этом стиле очень незамысловаты. Основные сюжеты – это сердца, кинжалы, якоря, пистолеты, простые изображения людей, животных, карточные сюжеты, имена. В этом стиле часто используются специальные шрифты, похожие на готические. Распространены надписи в районе поясницы. Постепенно этот стиль перетёк в более сложный, но всё же остающийся весьма незамысловатым - Custom tattoo, который до сих пор весьма распространён.
Новый стиль татуировки, пока ещё не столь определённый и понятный, как самим мастерам, так и носителям таких татуировок. Этот стиль включает в себя множество «жанров»: Ecstasy, Acid, Psychedelic – суть понятна, без объяснений, также Cyberpunk (Кибер-панк) – всё, что связано с жанром Кибер-панк, Wild (Дикий) – в этом стиле разрабатываются шрифты, похожие на граффити, фанаты Комиксов работают в направлении сюжетов из всевозможных комиксов. По сути, New School Tattoo довольно неограниченный стиль, вбирающий в себя всё новое, что несёт в себе альтернативная молодёжная культура. Со временем, возможно, какие-то его жанры наберут силу и отделятся в обособленные стили, как обычно и бывает.
Темами для татуировок, выполненных в данном стиле, являются изображения мистических жи-вотных и существ, космических пейзажей, картины воображаемого будущего и т.д.
По сути дела, это даже не стиль, а своеобразная техника, в которой используются полутона, что придаёт татуировке объём. В этом «стиле» могут наноситься любые изображения.
Татуировка была распространена среди народов Сибири вплоть до 30-х годов ХХв. и не претерпевала практически никаких изменений в течение многих столетий. В основном татуировки представляли собой примитивные орнаменты, состоящие из прямых и дугообразных линий, круги, спирали, эллипсы, лопатки, трезубцы, а также схематичные изображения человека и животных. Очень популярна была среди приморских районов фигура в виде буквы «У». У мужчин она часто встречалась в уголках рта, а у женщин на руках и щеках. Эскимосские народы использовали очень необычный способ нанесения татуировки – для этого использовалась игла с закреплённой на ней окрашенной нитью, которая вводилась под кожу и продёргивалась под ней. Красителем в основном была сажа. Древнее население Восточной Европы оставило нам в наследство скромные свидетельства эпохи Неолита – статуэтки, символы плодородия, расписанные орнаментами. В основе этих незатейливых узоров лежат крестообразные и ромбические фигуры, спирали, точки и запятые. Отчасти это повторяет особенности этнического стиля. Западная же часть славянского населения черпала вдохновение из другого источника – в православных рукописях и книгах, обрамленных тоже своеобразной каймой утонченной графики. Вот они-то и положили, по-видимому, начало этой разновидности тату. Словно нанизанный на древнеславянский стержень, этот стиль еще даже не обрел окончательного названия, татуировщики до сих пор спорят зваться ему русским или российским. Впрочем, как и художественной формы – неизвестно пока, чего в нем больше, скифских звериных оскалов, Алтайских орнаментов одежды или элементов традиционной русской графики конца XIX столетия, характерной для славянского былинного фольклора. Но поскольку негативное толкование со стороны «здоровой» половины общества неизбежно, то явно, что никто не станет искать здесь особые исторические корни, а, скорее всего, высветят уголовно-криминальную подоплеку. Современный славянский этнический стиль, как и скифский, находится в стадии формирования, но то, что люди им интересуются, уже не маловажно. Бытует мнение, что в своем традиционном виде татуировка у славян наблюдается лишь в определенных частях Югославии. Его трудно оспорить, поскольку делались неоднократные попытки проверить это в других славянских регионах. В конце Х I Х столетия татуировки встречались в основном среди населения католического вероисповедания. Практически у каждой взрослой девушки или замужней женщины были изображения гирлянд, веточек, орнаментальных крестов на груди, плечах, ладонях, вплоть кончиков пальцев, реже – на лбу. Мужчины-католики татуировок нее сторонились, но шли на эту процедуру гораздо реже. Охотнее всего, подставляя плечи и предплечья под изображение крестов. Однако крест – не единственный мотив, были еще татуировки в форме сердца, короны, якоря либо инициалов, что свидетельствовало о светском происхождении их носителя. У католического населения Сербии и Герцеговины конца прошлого столетия татуировки встречались так же часто, как и сам нательный крест. А поощряли этот обычай католические ксендзы, желавшие предотвратить переход прихожан в ислам. Ведь Босния в те времена была провинцией Османской империи, и большая часть населения перенимала религию и язык турок. Только не стираемый крест на теле, запрещенный в исламе как символ христианства, удерживал босниек в лоне католической церкви. Моду на татуировку в среде европейской аристократии ввел Эдуард VII , в то время, когда он еще был наследным принцем Уэльским. Будучи с неофициальным визитом в Японии, он посетил известного татуировщика Хори Чийо, чтобы нанести на свою королевскую персону рисунок дракона, символ веры и власти. Как только сенсация стала известна, его примеру последовали принцы, лорды, светские дамы и не желавшие отставать нувориши. Среди тех, кто не миновал этой эпидемии татуировки, были русские великие князья Алексей и Константин, австрийские эрцгерцоги, королевская чета Греции, король Дании, Швеции, Норвегии. В числе поклонников тату оказался последний русский император Николай II . Во время путешествия по Востоку он сделал себе несколько татуировок и больше всего покорил супругу тем, что нанес ее имя – Саша. Даже мать будущего премьера Уинстона Черчилля, леди Рэндольф Черчилль, не удержалась, чтобы не сделать на запястье узкий браслет. Искусство татуировки в Японии появилось очень давно и, скорее всего, было заимствовано у автохтонного населения – айнов (которые сейчас уже практически вымерли). Древние статуэтки с изображением татуированных людей, найденные в этом регионе, датируются 5 в. до н.э. В те времена татуировка носила исключительно ритуальный характер. Позже татуировку стали активно использовать в низших слоях общества. К концу 16 в. татуировка в Японии стала лишь декоративным элементом, но использовали её всё ещё не привилегированные слои общества – ремесленники, профессиональные игроки, преступные кланы Якудза. До сих пор в Японии с опаской относятся к татуированным людям, и даже многие бани запрещается посещать людям с татуировками – всё из-за огромного влияния мафиозных кланов Якудза – татуированное тело является их визитной карточкой. Говоря о стилях японской татуировки в первую очередь нужно назвать «иредзуми». Само название произошло от двух слов: «ире» - означает впрыскивать, вводить, а вторая «дзуми» - тушь, чернила. Считается, что стиль Иредзуми появился в 17 в. и обязан своим появлением находчивости японских заключённых, которых насильственно клеймили в местах заключения и потом, чтобы скрыть эти позорные знаки, они стали покрывать своё тело изображениями, под которыми уже ничего было не разглядеть. Власти Японии впоследствии жёстко преследовали поклонников Иредзуми, а в начале 10 в. вообще были запрещены правительством. И хотя сейчас татуировка Иредзуми легальна, в Японии у многих она всё равно ассоциируется с преступным миром и даже во многие компании не берут работать людей с подобными татуировками. Рисунок татуировок глубоко символичен: хризантемы символизируют стойкость и решительность, пионы олицетворяют богатство и успешность, цветки вишни символизируют быстротечность жизни, дракон – сила, карп – богатство. Помимо этого также изображались самураи, гейши, божества, маски и другие элементы Восточной культуры. Татуировка Иредзуми должна покрывать спину, бёдра, руки и грудь человека, поэтому японские мастера работают над своими шедеврами годами. Сочетания изображений подбираются заранее с учётом телосложения и роста человека. Современный западный стиль татуировки, использующий восточную символику называется Ориентал. Основными мотивами японских татуировок часто служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи. Согласно одно из теорий, японская татуировка «иридзуми» была заимствована у Китая, где она был известна еще в XI веке до н.э. По другой – татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодаря айнам, жившим по соседству с японцами, в период с 70 по 250 год до н.э. Впрочем, самой привлекательной для самих японцев остается третья версия. Эта легенда гласит о том, что мифический правитель Японии Дзимму (660 – 585 год до н.э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойатару, сложившую в их честь поэму. Японская татуировка, как и многие другие, прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а падение – на 1868-й год, после запрета, изданного правителем эпохи Мейдзи – ревностного конфуцианца. Впрочем, межу этими периодами лежит целый пласт творчества, о котором мастера и поныне говорят с особой гордостью. Наиболее бросающаяся в глаз черта «японизма» в татуировке – это ее обширность. Татуировка, которую мастер последовательно, на протяжении нескольких лет, наносил на тело какого-либо человека, в конце концов, походила на композицию в форме «кимоно» либо «распахнутого плаща». Такая татуировка плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней – заканчивается на бедрах. Принципам композиции, сформировавшимся еще в середине XIX столетия, японцы следуют и поныне: Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев и других почерпнутых из фольклора личностей. Среди представленных растительных мотивов есть свои символы: Особого внимания заслуживают многочисленные морские и вообще водные мотив, продиктованные тем, что ежедневная жизнь многих японцев тесно связана с морем. Вот почему в японской татуировке часто рядом с различными водяными созданиями появляется мотив волны, служащий для обогащения фона и подчеркивания фактуры тела. Ведущими религиозными темами были фигуры второстепенных буддийских богов, встречались и мифологические фигуры, народные герои, святые, самураи и монахи, куртизанки, гейши, актеры театра «Кабуки» и борцы сумо. Характерной чертой японской татуировки всегда было представление воплощенных в портретах личностей под углом зрения «три четверти» и никогда – фронтально, что отвечало принятому в «укийо-е» принципу. Значительное число мотивов японской татуировки приписывают заимствованию у великого народа-соседа. Однако сила воздействия китайской татуировки на японскую намного слабее, чем влияние техники японской гравюры на дереве. Японские татуировщики-традиционалисты до сих пор избегают электрической машинки, которая, по их мнению, снижает престиж татуировщика и затрудняет достижение необходимой ловкости. Во время нанесения татуировки они пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка – комплект из тридцати иголок в форме пучка. Такая связка иголок называется «хари» и накалывает кожу со скоростью около 90-120 уколов в минуту. Одновременные уколы большого количества иголок помогают более активному проникновению пигмента в кожу. Выполнение больших композиций разбивается на несколько недель, а то и месяцев – клиенту тяжело переносить боль, к тому же очень велико психологическое и физическое напряжение татуировщика, который не может в такой работе торопиться, подгонять события. Японские татуировщики чаще всего используют черные и красные пигменты, реже – бронзовый и лишь в исключительных случаях зеленый и желтый. Популярность японской татуировки росла благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней не только артистические достоинств. Но и новый способ достижения экспрессии на сцене. Недаром она всегда воспринималась как искусство и форма украшения тела, а сами обладатели татуировки – как объекты, которыми следует восхищаться. В конце XVIII века одной из наиболее красивых татуировок мог похвалиться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV . По примеру актеров мода на красивые татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии. Период на рубеже XVIII - XIX веков можно назвать золотым веком японской татуировки. Возведенная в ранг изысканного искусства, она стала своеобразным признаком красоты тела и предметом для размышлений. Татуировка в Японии всегда помогала мужчине демонстрировать истинно мужские качества, свидетельствовала о его выносливости. Но есть и еще разновидность, которая в этом ряду держится особняком: женские татуировки – «какуси-боро», выполняемые путем втирания в разрезы на теле рисовой пудры. Японки прибегали к услугам хори (татуировщиков), чтобы изобразить на своей нежной коже доказательство вечной привязанности к возлюбленному. Они полюб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |