Главная » Статьи » Татуировки народов |
Татуировки у разных народов
Точно так же, как в природе нет двух совершенно идентичных живых
существ, так же нет совершенно одинаковых изображений в рисунках,
украшавших тела наших предков. И если тенденции развития различных
человеческих рас сходны, то разные народы в обряд раскрашивания тела
вносили свои особенности. Они касаются как мотивов, так и характера
изображаемых орнаментов, фигур и символов. Немаловажное значение при
этом имела и техника нанесения рисунков, применяемый примитивный
инструмент и красящие вещества. С течением времени каждый народ вносил
свои неповторимые особенности в технику татуирования и сюжеты
изображаемых тем.
Вот о том, как развивалось искусство татуировки у различных народов, где оно уже угасло, а где получило дальнейшее развитие, и будет рассказ: Богатый материал, касающийся обычаев обитателей островов Новой Гвинеи, Индонезии, Микронезии, Меланезии, Австралии собрал и обобщил великий ученый-этнограф М. Н. Миклухо-Маклай. Путешествуя по островам Тихого океана в середине XIX века, он сделал ряд зарисовок, показывающих узоры татуировок местных племен. В большей или меньшей степени татуировкой покрывали себя как мужчины, так и женщины. При этом орнаменты и узоры были незамысловатыми, а указывали лишь на положение в обществе или на определенные культовые особенности. Татуировкой покрывались различные части тела: лицо, шея, грудь, спина, ягодицы, ноги. Встречались женщины, у которых узором были покрыты лишь лицо, грудь, живот, плечи, но были и такие, у кото-рых практически все тело покрывали незамысловатые геометрические фигуры. Очевидно, форма узоров для татуировок была обусловлена техникой их нанесения на тело, т. е. посредством надрезов кожи. Весьма любопытными представляются сведения об обычаях украшать свое тело различными рисунками у ряда племен Южной Америки, и в частности - индейцев племени кадиувео (Бразилия). Вплоть до начала XX века индейцы практиковали подкожную татуировку. Некоторые племена наносили татуировку детям лет с 6-7, другие с наступлением половой зрелости. Исполнительница татуировки - обычно старая женщина - намечала основные линии узора углем, а затем накалывала его колючкой кактуса или другого растения, или же рыбьей костью. В качестве красящего вещества использовалась сажа, смешанная со слюной, зола некоторых видов пальм или сок плода женипапы. Татуировка имела социальное значение - она указывала на принадлежность женщины к той или иной общественной группе. Знатные женщины племени мбайя татуировали себе руки от плеч до запястьев и лишь в редких случаях наносили татуировку на лицо, что считалось признаком низкого происхождения. Этот обычай, некогда строго соблюдавшийся, постепенно исчезал. Путешественники первой половины XIX века отмечают, что кадиувео покрывали татуировкой все тело и лицо, причем нередко на правую и левую половину тела наносился разный узор. К середине XX века татуировка сохранилась лишь у некоторых племен; встречается она редко, и узоры ее несложные. Так, женщины племен гулупи и мака после замужества покрывают себе щеки синими полосами и ромбами; мака наносят сходную татуировку на подбородок и нос при наступлении половой зрелости. У большинства племен татуировка исчезла, сохранилась лишь разрисовка и раскраска тела. Татуировка и раскраска тела существовали прежде одновременно, но татуировались в основном женщины, для мужчин же была характерна раскраска тела. Это объяснялось, видимо, тем, что татуировка, будучи несмываемой, определяла постоянное положение женщины в обществе. Мужчины же украшали себя лишь в отдельных случаях; раскраска тела имела у них в основном ритуальное значение и наносилась на короткое время. Раскрашивали тело перед выступлением в поход, перед отправлением на охоту или по возвращении с удачной охоты, при некоторых обрядовых играх и танцах. Что касается характера узоров, то обращает на себя внимание их сходство с узорами, покрывающими глиняную посуду, циновки, шкуры и другие предметы обихода. Это свидетельствует в пользу того, что основным мотивом нанесения узоров на тело было стремление людей к украшательству. Это и позволяет многим исследователям рассматривать проблему татуирования как составную часть исторического процесса возникновения одежды. С. И. Руденко посвятил ряд своих статей и исследований вопросам татуировки, и в частности, татуировке азиатских эскимосов. Он отмечал, что еще в тридцатые годы нашего столетия обычай татуироваться был весьма распространенным среди местного населения, хотя сейчас азиатские эскимосы не татуируются. Наносимые узоры служили общепринятым украшением. Татуировались девушки с наступлением половой зрелости, до замужества. Впрочем, неузорная татуировка, татуировка простыми линиями наносилась, да и теперь еще наносится, на заболевшие члены с медицинской целью как женщинам, так и мужчинам. С той же целью на лбу над бровями наносились схематические изображения человечков при нервных заболеваниях. Техника эскимосской татуировки проста. Она выполнялась продергиванием под кожей нитки, натертой сажей. Самая сложная татуировка опытной женщиной выполнялась в течение одного, реже двух дней. У мужчин встречаются на щеках, у углов рта кружки или полукружки, короткие линии на висках, фигурки человека на лбу над бровями. Татуировка женщин гораздо богаче и разнообразнее. Обычно на подбородке, от нижней губы книзу идут три, пять, семь двойных, реже тройных линий подобно тому, как это встречается у аляскинских эскимосов. Часто две параллельные линии нанесены на лбу между бровями, спускаясь вниз по обе стороны носа. Значительно сложнее татуировка щек. Как правило, правую щеку покрывает татуировка более сложная, левую - более простая. В некоторых случаях татуировка покрывает только одну щеку. Татуировка, до малейших деталей сходная с сохранившейся до наших дней, практиковалась у азиатских эскимосов по крайней мере двести лет назад. Такая стойкость этого обычая, отсутствие какой бы то ни было эволюции как в общей композиции, так и в частных элементах рисунка, несмотря на существенные изменения. происшедшие за это время в материальной культуре и в общественном строе народа, свидетельствуют о большой древности этого обычая. В точности такие же, как у азиатских эскимосов, татуировки известны только на островах Берингова моря и среди западно-американских аляскинских эскимосов. Татуировка центральных и восточных американских эскимосов много проще, чем в районе Берингова моря. Центральные эскимосы татуируют подбородки, щеки и лоб единичными или , двойными прерывистыми линиями. Иногда на запястье встречаются поперечные зубчатые линии. Татуировка лица, т. е. подбородка, щек и лба, прерывистыми линиями известна на восточном побережье Гудзонова залива и на острове Баффинове. Как было сказано, мужчины татуировались редко, и их татуировка не имела характера украшения. Что касается семантики татуировки, то раньше она, несомненно, имела магический смысл. Одним из самых распространенных мотивов татуировки была Y-образная фигура, повсеместно трактуемая эскимосами как китовый хвост, связанная с особым отношением к киту. Этот мотив встречается в татуировках щек и рук женщин, у углов рта мужчин. Татуировка известна и у других северных азиатских народов от Тихого океана до Урала. Однако татуировка эвенков, якутов, хантов или манси проще и в прошлом столетии была менее распространена, чем у берингоморских эскимосов в настоящее время. Татуировка же азиатских эскимосов представляет тот особый интерес, что является одним из аргументов в пользу теории происхождения эскимосов и их культуры. Не случайно и то обстоятельство, что в районе именно Берингова моря, в области развития древнейших стаций эскимосской культуры, связанных с южными островными культурами, татуировка сохранилась до наших дней в наиболее развитых ее формах. Первые сведения о татуировке хантов и манси - представителей финно-угорских народностей, относятся к началу XVIII века. До сих пор остается неясным социальное значение татуировки. Объясняется это, по-видимому, тем, что будучи искусством женским, татуировка и все связанное с нею считалось делом, в которое не должны были посвящаться посторонние. Оно оставалось тайной женщин. У ханты и манси женщины скрывали значение татуировки даже от своих родственников мужчин, не объясняли им, например, с какой целью татуируют на теле фигуру парящей птицы - одного из наиболее распространенных мотивов угорской татуировки. В этом отношении ханты и манси напоминали азиатских эскимосов. Сюжеты рисунков и их значение у мужчин и женщин не всегда совпадали. В то время, как мужчины наносили на тело знак принадлежности к роду, а позднее, в связи с разложением рода, семейный знак, заменявший подпись, женщины чаще покрывали себя фигурами орнаментального характера, а также наносили на кисть руки изображение птицы, с которым были связаны представления религиозного характера. Сюжет татуировок, включающий в себя изображение птицы, имел наиболее широкое распространение. Так, ханты (как мужчины, так и женщины) татуировали фигуру птицы на плече. По их мнению, птица должна была помогать человеку после его смерти, при прохождении через океан в "страну мертвых", и связывалась с представлениями о душе. Согласно же прежним верованиям манси, одна из душ человека, а именно вторая душа, носившая название урт, нередко представлялась в образе птицы. Во время сна она якобы покидала человека и могла проникать даже в загробный мир. Чтобы этого не случилось, манси, желая удержать при себе душу-птицу, прибегали к татуировке. При этом они говорили: "Теперь душа будет иметь товарища и никуда не улети". Чаще всего эта операция проияводилась манси в пожилом возрасте или во время болезни, когда опасность смерти возрастала. Путем ли взаимного заимствования, или независимо и самостоятельно, обычай татуировать свое тело приняли почти все племена человечества, за исключением, может быть, арийцев и индоевропейцев. В известных слоях общества обычай этот продолжал сохраняться в Европе и в позднейшие эпохи. Так, в средние века многие ремесленники и цеховые выводили на своем тепе знаки своих цехов - обычай, сохранившийся, как говорят, к концу XIX века кое-где во Франции, Германии и Италии. Например, у мясников, которые часто выводили на левой руке изображение двух топоров и под ними бычью голову, у каменщиков, у садовников и т. п. Пилигримы, побывавшие в Иерусалиме, также имели обычай выжигать на себе на какой-либо части тела, особенно на руке, изображение креста. Подобный обычай существовал на рубеже XIX-XX веков в Тироле, Вестфалии, Италии, несмотря на запрещения католического духовенства. По наблюдениям проф. Крауяе, Ламброзо и других, в конце XIX века в Германии и Италии около 1 % всех трупов низших сословий имеют большие или меньшие следы татуировки. В особенности же распространен этот обычай был у заключенных, а также у солдат и матросов. Ламброзо. осмотрев тела более 4000 солдат и до 5000 яаключенных, нашел, что среднее число татуированных составляло 7,9%, варьируясь от 6 до 15 процентов. Что касалось характера изображений, то у солдат это были чаще всего военные атрибуты, такие, как штык, пушка, выбрасывающая ядро, всадник на лошади, каска, якорь, корабль и т. д. Встречались и религиозные символы: распятие, сердце или шар, окруженные сиянием и т. д. Встречались также и любовные символы в виде начальных букв имени возлюбленной, пронзенного стрелой сердца, двух взаимно сжатых рук и т. д. Последние изображения чаще всего можно было встретить (наряду и с другими картинками) у разбойников и воров. Как отмечал Ламброзо, встречались и такие, которые не ограничивались украшением рук и груди, а распространяли татуировку на спину, живот, бедра и даже - половые органы. У одних, например, можно было видеть изображения множества деревьев, цветов, домов, церквей, женщин и проч., у других - наряду с изображением различных фигур были выведены изречения мрачного характера, та-кие, как "giuro di vendicarmi" (клянусь отомстить) или "misero me come dovr finire" (несчастный я, как мне придется кончить) и т. п. По наблюдениям Дюшеня, Тардье и других исследователей, подобные формы татуирования встречались нередко и среди некоторых классов французского и английского населения, особенно у матросов. В Японии это искусство называют иначе - "ирэдзуми". И уходит оно своими корнями в глубокую древность. Найденные археологами глиняные статуэтки, изображающие людей с признаками искусственно нанесенных на коже узоров, датируются V веком до н. э. Считается, что привычку к украшательству японцы переняли от древних обитателей Японского архипелага - айнов. В те времена татуировка носила в основном ритуальный характер. Пояже она стала четким признаком принадлежности человека к той или иной социальной группе. Вытатуированными крестами и полосами метили, например, касту неприкасаемых, а также преступников. Чтобы замаскировать эти позорные знаки, носители их зачастую прибегали к нанесению на тело различных сложных узоров, среди которых метка палача просто терялась. К концу XVII века татуировка осталась лишь как элемент декоративности. Но пользовались ею в основном представители низов - ремесленники, пожарные, профессиональные игроки, якудза. Кстати говоря, и сейчас уяоры "ирэдзуми" - едва ли не общая примета местных гангстеров. Именно поэтому от татуированных на всякий случай стараются держаться подальше. Но бывали и исключения. В дошедших до нас памятниках литературы есть немало пассажей о том, как любящие выкалывали у себя на коже имена любимых вместе с иероглифом "иноти" ("жизнь"), что значило "любовь до гроба". А фанатики веры с таким же усердием выписывали иглой у себя на груди молитвы, обращенные к Будде. Следует признать, что власти средневековой Японии жестоко преследовали поклонников "ирэдзуми". В основе этого лежала не борьба с вредными для здоровья обычаями, а уже тогда укоренившаяся в стране практика усреднения людей внутри имущественных сословий, сопровождавшаяся различными предписаниями, регулировавшими покрой и цвет одежды, форму прически, запретами на украшения, на все, что придавало человеку некоторую индивидуальность. Впрочем, это не останавливало желающих украсить свою кожу. А затем произошло то, что происходило не раз в других странах и в другие времена. Например, джинсы, бывшие когда-то униформой американских первопроходцев, однажды стали универсальной модой молодежи всего мира. Также и с татуировкой. Поголовное увлечение ею охватило всю страну. Этому способствовал любопытный факт из истории литературы. Во второй половине XVIII века в Японии огромную популярность приобрел переведенный с китайского роман "Суйкодэн" о приключениях 108 воинов, объединившихся в разбойничью шайку наподобие робингудовской. На японском языке роман вышел с прекрасными иллюстрациями великих художников Хокусаи и Куниеси. Китайские благородные раябойники были изображены красочно татуированными. Это и породило новую моду. В 1868 году в страну хлынули иностранцы-дипломаты, торговцы, моряки. Очарованные прелестью "ирэдяуми", многие из них обращались к мастерам-татуировщикам. Не избежали этого поветрия и весьма титулованные особы. Так, японской татуировкой обзавелась греческая королева Ольга, герцог Йоркский (будущий английский король Георг V) и его старший брат. Соблазнился, как утверждают историки, и будущий российский самодержец, а в то время царевич Николай, посетивший Японию в 1891 году. Юный Николай Александрович увез из Японии на родину образчик творчества Хорите, знаменитого мастера "ирэдзуми" из Кобэ. Можно поражаться мужеству клиентуры мастеров "ирэдзуми". Процесс нанесения рисунка на кожу весьма болезнен. Обычно клиенты выдерживают не более часа художественной обработки своей кожи. Поэтому для создания полномасштабной татуировки по всему телу нужно вытерпеть около 50 сеансов. А это с учетом времени на заживление нанесенных ран растягивается на целый год. Сегодня обладателей секретов старой техники "ирэдзуми" можно буквально пересчитать по пальцам. Молодые татуировщики предпочитают электрические иглы и химические краски. Процедура нанесения рисунка становится быстротечной и менее болезненной, но зато феноменальное, поистине художественное умение создавать полутона уходит в прошлое. Как видно из проведенного "экскурса" в мир тату разных народов, каждый вносил в это искусство то неповторимое, что обогащало и сформировало современную культуру украшения тепа. Эта культура в наши дни стала интернациональной благодаря стремительному развитию средств коммуникации и взаимопроникновению культур разных народов. Тем не менее, знание национальных особенностей того или иного народа применительно к татуировке позволит теперь уже на новом уровне в эту уже интернациональную культуру внести колорит и очарование художественных традиций своего народа. | |
Просмотров: 75467 | | |
Всего комментариев: 0 | |